?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 Апрель 2017 @ 13:42
От того, что в кузнице не было гвоздя...  
Тут очередной раз возникла дискуссия о причинах Февральской революции. Распространенная среди адептов РКМП версия: все произошло случайно -- хлеб вовремя в столицу не подвезли, а этим взяли и воспользовались провокаторы. А в целом -- Россия в годы войны только крепла, ее промышленность, несмотря на отдельные трудности, становилась мощнее и сильнее.

Отдельные виды промышленности действительно крепли и развивались, с этим спорить трудно. Беда в том, что экономика -- сложная взаимосвязанная система, и успехи во многих областях могут быть обесценены провалом в одной-единственной. А именно -- в транспорте...


Действительно, хлеба в России к началу 1917 года хватало. Не потому что производство зерна росло -- оно как раз сократилось: посевные площади -- на 12% среднее производство за трехлетие (1914-1916 против 1911-1913)-- на 8%. Кстати, вот это сравнительное небольшое сокращение после призыва в армию многих миллионов мужиков наглядно показывает тупик, в котором находилось сельское хозяйство страны. Дальнейшее экстенсивное его развитие не давало никакого эффекта -- часть земель и так уже обрабатывалась с минимальной производительностью, снижение числа работающих давало заметное повышение производительности на одного работающего... заметим, что то же явление мы видим и в сельском хозяйстве современной России последних 25 лет.

Хлеба в стране стало больше по другой причине -- из-за почти полного прекращения его экспорта. Ведь около трети хлебного экспорта до войны приходилось на Германию и Австрию, а основная часть вывоза шла через Черноморские проливы, закрытые турками. В результате с 727,4 млн пудов среднегодового экспорта (по пяти предвоенным годам) вывоз зерна уже в 1915 году упал до 38,9 пудов. (Для справки: на 1913 год экспорт зерна составлял 13,6% от его чистого производства, то есть за вычетом идущего на семена).

Главной проблемой было не наличие хлеба в провинции, а проблема с его доставкой в столицу и крупные города. Какая-то часть просто оставалась не вывезена из деревни -- и вовсе не потому, что крестьяне укрывали его от продразверстки, а из-за нарушения движения транспорта: лошадей для доставки зерна к железной дороге у крестьян из-за мобилизации тоже стало меньше. В итоге если валовой сбор зерна в 1916 году сократился против 1913 года на 27,2%, то товарная часть хлеба уменьшилась на 32,6%. А ведь надо еще учесть, что заметная часть товарного зерна шла на армию.

Но этим проблема не ограничивалась: даже при наличии товарного хлеба резко усложнилась его транспортировка. В средней полосе России она осуществлялась в основном по железным дорогам, они же в первую очередь были заняты военными перевозками. А к концу 1916 года имеющиеся резервы подвижного состава внезапно оказались исчерпаны...

И вот тут мы подходим к проблемам российской промышленности -- не "парадных" ее отраслей, а именно тех, что являлись базой для функционирования внутренней экономики, как военной, так и гражданской. Проще говоря: на железных дорогах обнаружилась острая нехватка паровозов и вагонов.

Еще в 1914 году, сразу после начала войны, Министерство путей сообщения заказало 1500 паровозов и 43 тысячи вагонов, а всего за первый год войны (до середины 1915 года) казенными и частными дорогами было заказано 3170 паровозов, 3430 пассажирских и 88 959 товарных вагонов.

Отечественных ресурсов для выполнения этого заказа явно не хватало: в 1915 году российские заводы производили в месяц 65 паровозов и 2526 товарных вагонов -- это давало возможность за год изготовить лишь четверть заказанного количества локомотивов и чуть более 7% заказанных вагонов. Однако в 1916 году темпы производства железнодорожного транспорта снизились: с января по август среднее месячное производство составило 52 паровоза и 2188 вагонов. Сыграло роль отвлечение ресурсов -- металла, станочного парка, квалифицированных рабочих -- на выполнение других военных заказов; компенсировать эти ресурсы оказалось нечем. В то же время за два года войны закупить за рубежом удалось только 431 паровоз -- в основном они были доставлены из Америки через Владивосток уже в 1916 году...

Здесь сказалась не просто слабость российской промышленности, но и более серьезная и глубокая проблема -- плохое управление экономикой в целом. Ведь военная экономика не просто требует централизованного регулирования; для этого регулирования нужен адекватный учет множества взаимосвязанных факторов, зачастую вовсе не очевидных. В частности, железнодорожному транспорту, основному средству стратегических перевозок, требовалось явно больше ресурсов, чем ему оказалось выделено. А возникший в результате дефицит транспортных ресурсов привел к тому, что иные имеющиеся в стране ресурсы оказалось невозможно доставить к месту их использования, либо же они доставлялись с большим запозданием.

Впрочем, еще большей проблемой железных дорог оказалось не производство, а ремонт подвижного состава. Мобилизация всех ресурсов железнодорожного транспорта сыграла свою роль: уже за первый год войны приток грузов от окраин к центру увеличился на 43%, пропускная способность некоторых линий (к примеру, Курск--Москва) выросла в полтора раза. Однако именно тут железные дороги подстерегала новая (и главная) беда. Усиленная эксплуатация подвижного состава вызвала повышенный его износ. В первую очередь выходили из строя паровозы. Существующие железнодорожные мастерские перестали справляться с их ремонтом -- здесь тоже не хватало ни материала, ни оборудования, ни рабочих нужной квалификации: часть ремонтников забрали в армию, еще часть предпочла перебраться на крупные заводы, где платили больше, а вдобавок давали бронь от призыва. Низкий образовательный уровень населения не позволял за короткий срок подготовить им должную замену, в результате даже при увеличении количества рабочих ремонтных мастерских их квалификация катастрофически падала.

Одна проблема цеплялась за другую, они росли как снежный ком. Если к исходу 1915 года количество действующих паровозов на железных дорогах России в самом деле несколько выросло -- то к концу 1916 года оно упало сравнению с 1914 годом на 16% -- с 20 071 до 16 837 штук; за последний год падение оказалось еще больше -- почти 19%. С вагонами все обстояло еще хуже: за 1916 год их численность сократилась на 19,5%. При этом на один паровоз приходилось 27,5 вагонов -- то есть около половины паровозов постоянно находились в ремонте.

К 1917 году все ресурсы роста объема перевозок были исчерпаны. Но самое страшное заключалось в другом: существующие планы перевозок были рассчитаны на имеющееся количество транспорта -- а оно неуклонно сокращалось при продолжающемся росте количества военных грузов и грузов для военной промышленности. В результате за январь-февраль 1917 года доставка продовольствия в Москву и Петроград составила лишь четверть от запланированного объема.

Кризис снабжения нарастал, и в ближайшее время грозил обернуться катастрофой. 22 февраля 1917 года (старого стиля) на Путиловском заводе (от 28 до 36 тысяч рабочих -- разные источники дают разные цифры) был объявлен локаут -- официально якобы из-за попытки рабочих бастовать. Но на самом деле администрация завода решила таким образом сэкономить средства на пособия, потому что завод все равно останавливался: у него кончилось топливо и запасы металла. 24 февраля по тем же причинам остановился Ижорский завод. А ведь это были одни из крупнейших военных заводов страны! К нехватке хлеба прибавились как минимум 40 тысяч рабочих, оставшихся без средств к существованию -- а ведь это была одна пятая всех рабочих Петрограда! Но главное -- рабочие остальных заводов заподозрили, что с ними могу поступить точно так же.

Так что массовые демонстрации, приведшие к свержению Николая II, не были случайными. Их общей причиной стало резкое обрушение экономики -- в том числе и военной промышленности.

Да, причины копились долго, обрушение это произошло спонтанно -- в результате создается впечатление, что особо серьезных проблем не было, и трагедия произошла лишь по какой-то дикой случайности. А отсюда берутся святочные рассказы, о том, как бурно и успешно бы развивалась эта промышленность, если бы масоны и шпиёны не спровоцировали бунт столичного быдла, и не свергли бы царя-батюшку...

Справедливости ради следует отметить, что на грани катастрофы к 1917 году оказалось не только Россия...



P.S. Основной источник цифр: А.Л. Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М. Наука, 1973 -- и совсем немного А.В. Островский. Зерновое производство Европейской России в конце XIX -- начале XX в. СПб., 2013. Островский приводит данные (стр. 226, табл. 137), из которых видно, что урожайность в России имела четкий пятилетний цикл: в каждой пятилетке имелись два урожайных года, но каждый пятый год неизменно случалось резкое проседание. Неурожайными были 1901, 1906, 1911 и 1916-й годы. Таким образом, в 1917 году страну все равно ждали проблемы с зерном -- а следующий неурожайный год выпадал на 1921-й...
 
 
 
Артур К.arkthur_kl on Апрель, 20, 2017 10:48 (UTC)
Что такое "РКМП"?
А по сути вопроса, меня вот что удивляет. Мировой затяжной кризис. Жуткая война. Революции происходят сразу в нескольких странах, притом не только не самых передовых Австро-Венгрии или Турецкой империи, но и в Германии, которая на начало 20го века опережала по темпам развития даже Британскую империю. То есть, по сути, в самой "передовой" стране мира. А сама Британия и Франция были очень и очень не застрахованы, одно восстание в Ирландии чего стоило.

Какое тут "случайно"?
Неполиткорректный виртуал: хотейpascendi on Апрель, 20, 2017 10:59 (UTC)
Россия, Которую Мы Потеряли :-)
Неполиткорректный виртуал: хотейpascendi on Апрель, 20, 2017 10:59 (UTC)
Еще интересно, как при таком увеличении интенсивности перевозок обстояли дела с рельсовым путём. Это же дополнительный износ дорожного строения и рельсов, увеличенная потребность в ремонте -- то есть тоже материальные ресурсы и кадры.
Какие-то данные на этот счет имеются?
Uldor the Curseduldorthecursed on Апрель, 20, 2017 12:05 (UTC)
Увы, нет... :-(
(no subject) - dargot on Апрель, 20, 2017 12:54 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 20, 2017 13:52 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pascendi on Апрель, 20, 2017 13:56 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ping_ving on Апрель, 22, 2017 12:44 (UTC) (Развернуть)
d_clarenced_clarence on Апрель, 20, 2017 11:00 (UTC)
Надо учесть, что большая часть зерна ехала в Мурманск - в приоритете было выполнение хлебных поставок по обязательствам перед союзниками. Т.е. людям в городах это тоже неслабо мозг выносило - хлеб привозят, но не им.
Плюсом беда была с мукомолами
Midway chronic's notesmidnike on Апрель, 21, 2017 01:00 (UTC)
Про Мурманск во времена ПМВ -- особенно порадовало. Вы, вероятно, имели в виду всё же не Романов-на-Мурмане (до которого железку дотянули лишь в конце 1916 г), а Архангельск? :)
(no subject) - d_clarence on Апрель, 21, 2017 04:20 (UTC) (Развернуть)
kirillkrmkirillkrm on Апрель, 20, 2017 11:02 (UTC)
Познавательно
Авиамастерvikond65 on Апрель, 20, 2017 11:10 (UTC)
Вот тут господин в комментах на голубом глазу заявляет, что никаких серьезных проблем на транспорте в начале 1917 года не было. А были лишь "некоторые сложности", но в целом дела обстояли даже лучше, чем в 1915 году. :)
http://jim-garrison.livejournal.com/922717.html
Uldor the Curseduldorthecursed on Апрель, 20, 2017 11:59 (UTC)
Странный товарищ...

Для него сокращение числа паровозов на 20% в год при росте перевозок -- мало, и не на что серьезно не влияет. Головин пишет, что фронт регулярно недополучал 25 % поставок -- "он врет, докажите это другими цифрами!"

Даже из имеющейся статистики видно, что сокращение числа паровозов нарастает, и что уже в начале 1917-го ситуация была СИЛЬНО хуже, чем в среднем по больнице за 1916-й -- но он это понимать отказывается.

Впрочем, тут он лишь демонстрирует главную проблему восприятия: люди плохо осознают, что любой системный кризис развивается быстро, и для стороннего наблюдателя -- неожиданно. "Ну ведь еще позавчера все было почти нормально, вчера имелись лишь отдельные проблемы -- почему же сегодня все внезапно рухнуло? Это заговор!"

Ну и главное: транспорт и логистика в целом -- наиболее уязвимая часть любой системы. В данном случае особенно важно, что необходимые темпы развития транспорта были впрямую завязаны на существующую образовательную систему. Перефразируя Бисмарка: "Войну проиграл русский земский учитель".

Edited at 2017-04-20 12:04 (UTC)
(no subject) - vikond65 on Апрель, 20, 2017 12:22 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 20, 2017 13:24 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - coracero on Апрель, 21, 2017 12:05 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 21, 2017 16:13 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - coracero on Апрель, 21, 2017 16:40 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 21, 2017 16:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - coracero on Апрель, 21, 2017 17:39 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 21, 2017 17:48 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 16:55 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 20, 2017 13:18 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 20, 2017 13:36 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - paul_atrydes on Апрель, 20, 2017 14:58 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 20, 2017 15:14 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - thesametwo on Июнь, 23, 2017 05:50 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Июнь, 23, 2017 09:49 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 20, 2017 13:49 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - jim_garrison on Апрель, 20, 2017 15:43 (UTC) (Развернуть)
taira_koremochitaira_koremochi on Апрель, 20, 2017 11:24 (UTC)
Исчерпывающе.

Россия ввязалась в индустриальную войну будучи доиндустриальным государством. Результат был предрешен.
el_mygel_myg on Апрель, 20, 2017 13:56 (UTC)
Нынешние опереточные монархисты вам тут же возразят: "Зато мы делали линкоры!" :)
(no subject) - twincat on Апрель, 20, 2017 14:17 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - taira_koremochi on Апрель, 20, 2017 14:26 (UTC) (Развернуть)
Kostyuhin: гkostyuhin on Апрель, 20, 2017 13:47 (UTC)
А есть и еще более забавные вещи - например, что могла мобилизовать для Великой Войны частная промышленность Урала, старинного заводского края... весьма поучительное чтение, да.
Константин ДревожоровКонстантин Древожоров on Апрель, 20, 2017 16:52 (UTC)
и снова вынужден констатировать что подавляющее количество военных историков России-красные всех мастей. это печально. декоммунизация страны нужна была вчера.
Uldor the Curseduldorthecursed on Апрель, 20, 2017 17:07 (UTC)
Спасибо, ваше мнение очень важно для нас :-)
(no subject) - midnike on Апрель, 21, 2017 01:14 (UTC) (Развернуть)
linorius: Зомбеlinorius on Апрель, 21, 2017 11:31 (UTC)
СССР в отличии от РИ в годы Войны даже паравозы производить не умел. Если бы не ленд-лиз все пошло бы прахом.
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 13:41 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - linorius on Апрель, 21, 2017 13:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 14:01 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - linorius on Апрель, 21, 2017 14:06 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 14:17 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - linorius on Апрель, 21, 2017 14:24 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - Иван Петров on Апрель, 21, 2017 16:11 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 16:34 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - m_pugach74 on Апрель, 21, 2017 16:45 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 16:53 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - m_pugach74 on Апрель, 21, 2017 17:24 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 21, 2017 17:33 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - m_pugach74 on Апрель, 21, 2017 17:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - m_pugach74 on Апрель, 21, 2017 18:01 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - red_atomic_tank on Апрель, 21, 2017 20:57 (UTC) (Развернуть)
hungry_ewokhungry_ewok on Апрель, 21, 2017 20:41 (UTC)
>Так что массовые демонстрации, приведшие к свержению Николая II,

К Николашке с требованием отречения пришли не "массовые демонстрации". К нему пришли вполне конкретные люди из тех кругов которые к массам никак не относились и которым на массы было глубоко пофиг.

Здоровый же цинизм, паранойя и исторический опыт, особенно последнего времени, говорят что пришли они не по внезапному порыву, а 146% понимая что делают и подготовившись к этому, да и к организации оных массовых демонстраций наверняка имели самое прямое отношение.

>Справедливости ради следует отметить, что на грани катастрофы к 1917 году оказалось не только Россия...

Именно. Экономика - это конечно важно, расписанное тут, конечно, познавательно, но попытки списывать всё на одну экономику - это разновидность самой наглой лжи "Оно Само!".
Наивно считать что не будь февраля 1917го РИ неимоверно рванула бы вперед, но и считать что перечисленные проблемы непременно привели бы к разрушению государства, даже не будь заговорщиков-февралистов - точно такая же наивность.
Midway chronic's notesmidnike on Апрель, 21, 2017 21:30 (UTC)
>> да и к организации оных массовых демонстраций наверняка имели самое прямое отношение.

Не "наверняка", а напрямую :) Почитайте чего-нить про Гучкова и "Рабочую Группу" при возглавляемом им "Центральном военно-промышленном комитете".
(no subject) - hungry_ewok on Апрель, 23, 2017 15:22 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - thesametwo on Апрель, 22, 2017 07:05 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 22, 2017 08:26 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - hungry_ewok on Апрель, 23, 2017 19:02 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(no subject) - thesametwo on Апрель, 28, 2017 13:53 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 24, 2017 09:35 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - uldorthecursed on Апрель, 24, 2017 09:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - hungry_ewok on Апрель, 24, 2017 23:38 (UTC) (Развернуть)
pvm_morozpvm_moroz on Апрель, 23, 2017 19:03 (UTC)
Интересная статья. Я слышал краем уха, что в февральской революции сыграл свою роль недостаток хлеба, но под таким углом, как в статье, я, сложившуюся ситуацию тогда, не рассматривал.
(Удалённый комментарий)
thinker8086 on Февраль, 1, 2018 15:19 (UTC)
Мировая война к тому времени два года как кончилась, разве нет?
(Удалённый комментарий)
(Анонимно) on Август, 5, 2017 05:28 (UTC)
Where buy cheap Omega 3?
Day ago i got some shocking info about Omega 3 foods and now i very wanna get it. But i'm not 100% sure which pluses will i have. I've found this [url=https://buy-omega-3.com] omega 3 info [/url] , and now i wanna buy it with good price. Any idea?
(Анонимно) on Август, 5, 2017 22:03 (UTC)
Where buy cheap Omega 3?
Yesterday i read some cool info about Omega 3 stuff and now i really wanna get it. But i'm not absolutely sure which benefits will i have. I've got this [url=https://buy-omega-3.com] omega 3 info [/url] , and currently i wanna purchase it with best price. Any idea?
qkowlewqkowlew on Август, 7, 2017 06:45 (UTC)
Утащил на actualhistory.ru